Стартовая страницаСценарииТайна Мартина Лютера - ЗаявкаПрочитать тритмент

Сценарии

Тритмент «Тайна Мартина Лютера»

 

Предисловие:

В своих воспоминаниях Мартин Лютер неоднократно называл город Эрфурт «плодоносящим Вифлеемом». Здесь с 1501 до 1505 года он учился в университете, но вскоре после его окончания неожиданно для всех избрал для себя «новый путь». Он стал монахом августинского монастыря. Но что стало истинной причиной  его решения посвятить свою жизнь богу?!

Действие фильма происходит в последние дни его студенческой и светской жизни в Эрфурте. Отправляясь в трактир, чтобы отметить в кругу своих друзей свое второе научное звание, его неожиданно посещает ученик латинской школы из Айзенаха, города, который сам Лютер называл «любимым». Встреча с этим неизвестным навсегда изменит старый мир, который вскоре из католического станет лютеранским! Кто же скрывается в облике ученика латинской школы, нам и предстоит узнать?!

Исторические персонажи уже застыли за кулисами времени, и ждут лишь того, чтобы погас свет в зрительном зале, и открылся старый и пыльный занавес. Вы  слышите их голоса?

Я уже слышу...

 

Раннее июльское утро. Erfordia Turrita (Эрфурт - город монастырей).  Студенческая бурса святого Георгия.

 

Все студенты обязаны подчиняться строгому положению, которое регламентирует  общие правила проживания. Монастырская дисциплина царит в интернате.

Студенты носят униформу, которая напоминает священное облачение, с правом ношения меча. Студенты постоянно находятся под надзором. Строго регламентирован распорядок дня: подъем в четыре часа утра, отбой в восемь часов вечера.

 

В узких дверях студенческого общежития  толкутся студенты. Старый комендант не спеша, идет по узкому коридору общежития, гремя большой связкой ключей.

Он подходит к входной двери и долго подбирает нужный ключ. Он  громко напоминает студентам о правилах проживания в общежитии. Перечень этих правил довольно большой, но три самых строгих правил он повторяет несколько раз: «Запрещается говорить на немецком языке, устав общежития требует, чтобы студенты ночевали дома и ни при каких случаях не приводили женщин: ни через двери, ни через окно.

 

Тщательно разработанная система наказаний, была ничто иным, как рядом  многочисленных запретов: запрещено было играть в кости и посещать трактиры; запрещено носить все ново модное.  Надевать следовало длинную рясу с головным убором. Запрещалось укорачивать черную рясу и тем более одевать под нее цветные штаны.

 

Комендант видит, что у  одного из студентов за рясой надеты цветные штаны. Он предлагает

ему переодеть их. Студент сначала возмущается, но старик стоит на своем, и грозит не открыть дверь, пока его пожелание не будет выполнено.

Вскоре студент возвращается в рясе, под которой  надеты черные штаны.

Другие студенты неохотно слушают  проповедь старого коменданта, передразнивая его, и ждут лишь того, когда он  наконец-то отворит двери.

Лютеру в числе первых удается протиснуться в узкий проем двери, и он попадает на улицу.  Наряду с другими студентами он торопится в университет, чтобы прослушать лекцию на юридическом факультете. В последние дни молодой правовед  все время опаздывает, и решает сегодня быть пунктуальным как никогда.

 По дороге ему встречаются горожане и  приезжие сельские жители.  

Взгляд Мартина  скользит по их бедному и где-то неряшливому виду  и его лицо искажает гримаса презрения.

Теперь по статусу он выше их всех. Он уже не бакалавр Мартин, а магистр свободных наук - Лютер.  Пройдет еще немного времени  и, став юристом -  Мартин Лютер будет служить князьям. Мечта его отца — Ганса Мартина близка к осуществлению.

«Крестьянский сын» сделает карьеру и получит благородный титул.

В пути Мартина догоняет Кротус Рубианус — его лучший друг - дворянин.

Они сердечно  приветствуют друг друга и весело беседуют.

Проходя мимо рынка, друзья видят торговцев, которые громко зазывают покупателей отведать и купить всякой съедобной всячины.

Кротус разговаривает с красивой и пышногрудой торговкой, которая продает хлеб и пироги.  Рубианус предлагает свежеиспеченный пирог Мартину, но тот отказывается, а сам внимательно наблюдает за тем, как через несколько торговых рядов, голодный мальчишка пытается украсть краюху хлеба у продавца.

Мальчик осторожно подкрадывается к прилавку, за которым стоит толстый пекарь. Незамеченным, мальчишка уже прячет хлеб за пазухой, как пекарь хватает воришку за руку и начинает его избивать. Прохожие согласны с тем, что воришку надо проучить.

Только Мартин заступается за мальчишку и вырывает его из рук пекаря.

Пекарь думает, что Мартин и мальчишка за одно и набрасывается на  юношу с кулаками.  Силы явно не на стороне молодого студента.

Все происходит так быстро, что Кротус  по-прежнему ничего не подозревает, что его друг находится сейчас в большой опасности. Он флиртует с торговкой и ничего не замечает.

Огромных размеров пекарь раз за разом сильными ударами сбивает Мартина с ног, но  магистр снова и снова поднимается и  все-таки берет вверх над  грузным мужчиной.

Тогда пекарь берется за большой нож и угрожает Мартину зарезать его.

Мартин обнажает свой кинжал и защищается.

Кто-то из горожан узнает в Мартине — сына Ганса Мартина, у которого был брат, который вот также, когда-то в пьяной драке убил человека. Он был всем известный пьяница, который в пьяном угаре всегда брался за нож.  И его племянник, по-видимому, такой же, с неуемным темпераментом, который он унаследовал еще и от отца.

Ропот катится по рядам толпы, которая решила досмотреть, кто же, окажется победителем в этой неравной схватке.  

Люди все шире расступаются перед пекарем и Мартином, образуя широкий круг.

Пекарь в ярости бросается на Мартина с ножом, но молодому студенту, просто чудом удается отразить его смертельную атаку.  

Длинный нож лишь дырявит  черную рясу студента выше плеча.

Услышав шум толпы, вовремя появляется Рубианус, который, не разбираясь, бьет чем-то тяжелым по голове пекаря и тот валится без чувств.

Вскоре появляется стража и пытается разобраться в случившемся.

Ротозеи указывают на двух студентов, которые  по их словам, и являются зачинщиками драки. Но под общее замешательство друзьям удается скрыться незамеченными.

Мартин и Кротус быстро бегут и скрываются в переулке.

Они тяжело дышат, постепенно приходя в себя.

Кротус обрушивается с проклятьями в адрес Мартина, считая, что нельзя ставить  будущую блестящую светскую карьеру за жизнь нищего мальчишки.

Мартин ничего не отвечает Кротусу, а сам внимательно наблюдает,  как неподалеку в карету садится молодая  женщина.  

Мартин не видит ее лица, но этот облик, так похож, на ту, о которой он грезит вот уже столько лет.

Не раздумывая, студент юридического факультета бежит вслед за уходящей каретой, ухватывается за поручень и  на облучке едет дальше.

Кротус  раздосадован  поведением своего друга, который весело машет ему рукой вслед.

Карета медленно проезжает по городу. Лицо Мартина сияет как солнце.

Магистр  весел и доброжелателен. Он даже  перекидывается несколькими шутками с прохожими.

Через две улица экипаж останавливается возле старинного и большого дома.

Из  него выходит слуга, который открывает дверцу кареты и подает руку для госпожи.

Незнакомка проходит несколько шагов, но Мартин все еще не решается заговорить с ней.

Он медлит, так как не хочет, чтобы его снова постигло разочарование.  

Едва ли можно услышать, как уста Мартина шепчут  какое-то имя.

Красиво одетая женщина проходит дальше и стоит уже на пороге дома.  

Ждать больше нельзя. Мартин зовет госпожу По-имени.

Женщина оборачивается, и счастливое лицо Мартина становится угрюмым и серым.

Он понимает, что снова обознался.

В университете профессор права читает лекцию. Он все  время поглядывает  на пустующее место Мартина. Лютер осторожно заходит в аудиторию, пытаясь не привлекать к себе внимания, но смешки и издевательства сопровождают его появление.

Магистр садится на свое место и только сейчас замечает, что руки у него в крови.

Все ошеломлены и только профессор допытывает Мартина, спрашивая у него:

«Неужели студенту юридического факультета надо еще подрабатывать на бойне, чтобы оплатить свою учебу?

Взрыв хохота разрывает тишину в зале.

Все смеются  в лицо Мартина, но его пристальный взгляд  усмиряет каждого.  

Магистра откровенно ненавидят и побаиваются.  Его низкое происхождение и  несформировавшаяся, нескладная фигура юноши давно уже притча во языцех.

Заканчивается лекция и магистр вымывает руки.  

Голубая вода становится алой, подтверждая старую истину:„Чем больше мы моемся, тем грязнее становимся“.

Несколько близких знакомых обступают Мартина, задавая бесчисленное количество вопросов, которые он все оставляет без ответа.

Тут как из-под земли появляется Кротус Рубианус и, не моргнув глазом, рассказывает только что им придуманную  романтическую историю. По его словам ревнивый и неблагодарный  муж, за свои ветвистые рога, которые наставила ему жена при безвозмездной  помощи   Мартина, решил проучить магистра.

 Но все случилось так, что никто иной как «философ» обратил в бегство мужа и всю его  многочисленную челядь.

 

«Философ» -  университетское прозвище Мартина Лютера, которое дали ему сокурсники за его качество: четко и просто формулировать свои мысли . Мартин охотно диспутирует, не боится ставить вопросы о вере и знаниях, философии и теологии.  

 

Слушающие, все же с недоверием переглядываются друг с другом, не зная, чему верить в той  истории, которую им только что поведал Кротус.

Но Кротус невозмутим, описывая борьбу  в мельчайших деталях. Его непревзойденное искусство все преувеличивать и перевирать, обращает пекаря с рынка в знатного вельможу, увитого со всех сторон верными телохранителями.  

После  обеда профессор  дальше читает лекцию. Он спрашивает студентов, как выглядит мироздание. Все молчат. Тогда он адресует этот вопрос Мартину, чтобы наглядно и прилюдно показать его невежество. Но Лютер без труда, монотонно отвечает: "Все есть движение, поскольку через движение осуществляются изменения и вследствие этого предпосылки возможного  переходят в реальность. Вселенная  вращается в десяти окружностях. Семь  небесных планет, звездный купол, кристалл неба и движущая сфера вращаются  вокруг земли».

Этот ответ является точным и полностью отвечает средневековому представлению.

Профессор вынужден признать за Мартином его правоту и даже хвалит своегостудента.

После окончания лекций, магистр в расстроенных чувствах направляется обратно в общежитие.

По дороге он заходит в церковь.

Мартин  неистово молится, призывая в свою спасительницу - » Святую Анну».

Часто одно женское имя, он путает с другим - «Урсулой».

Выходя из церкви, Мартин  встречается с Гертрудой, которая влюблена в Мартина и он тоже отвечает ей взаимностью. Но сегодняшняя встреча с женщиной, которую он принял за Урсулу, не выходит  у него из головы. Печальный взгляд Мартина настораживает молодую девушку, и она долго расспрашивает его о причине своего плохого настроения.

Мартин отнекивается и решает проводить Гертруду домой.  

На прощание девушка целует  магистра, и вся в слезах убегает от него.

Во дворе общежития Мартин видит слугу отца, который приехал по его поручению.

Он передает магистру деньги и письмо. Мартин внимательно его читает и становится еще больше удрученным, потому что ждал не письма, а самого отца, который уже давно обещал  его посетить в Эрфурте.

Мартин с тоской смотрит на заходящее солнце и все не решается переступить порога двухэтажного здания бурсы, который давно для него превратился в склеп.

Убранство общежития скромно. Холодно. Аскетично.

Как всегда  Мартин ужинает со своими товарищами в столовой, которая находится на первом этаже. Сам Мартин живет на втором этаже в комнате, рассчитанной от пяти до десяти студентов. Он поднимается по лестнице на второй этаж.

Несколько небольших окон проливают вечерний свет в холодное и мрачное помещение. Кровати студентов стоят как справа, так и слева.  Две скамьи стоят возле общего  длинного стола. В центре на стене висит деревянное распятие Христа.

Мартин с пренебрежением бросает кошелек с деньгами в прикроватную тумбочку, а письмо оставляет сверху, чтобы еще раз его прочесть.

В общей комнате студенты готовятся ко сну:  кто-то ложится, читает, молится.

Входит Кротус, в руках он держит два бокала с пивом. Один он предлагает Мартину, но тот отказывается. Тогда Кротус ставит пиво Мартина в его тумбочку, и наталкивается на деньги и на письмо. Без разрешения, на правах друга он читает его.

Вскоре Кротус  недвусмысленно намекает Мартину, что настало время отметить его второе научное звание - «магистра свободных искусств». Мартин соглашается с ним и приглашает всех студентов завтра в трактир. Общий громкий возглас радости оглашает общежитие и через минуту в большую комнату входит обеспокоенный комендант с большой связкой ключей.

Он  снова напоминает господам студентам о следующих запретах: «Оскорбление в общежитии карается штрафом в размере двух фунтов воска, который будет каждый передать на нужды бурсы. Если кто-то бросит камень или обнажит кинжал, заплатит уже три, а вот за драку с причинением увечья, зачинщику придется расстаться уже с двумя золотыми талерами».

Но все спокойно и комендант, сильно шаркая ногами, уходит.

Всю ночь студенты только и рассказывают, что с нетерпением  ожидают наступления завтрашнего вечера. Кто-то  вспоминает обряд посвящения  в студенты.

 

Лишь после посвящения, то есть обряда, которому подвергался каждый, можно было считать себя настоящим студентом. На новичка надевали актерскую маску с ослиными ушами, клыками вепря, и оленьими рогами. Новоиспеченный студент обязался служить студенческому братству и никогда не ставить под сомнения высказывания и поступки своих старших товарищей. Новичок приносил клятву и только после этого него отрезали ослиные уши, вырывали клыки и сбрасывали рога. Обряд заканчивался холодным душемкрещением. При этом новичок должен был стоически переносить другие унижения, а затем пригласить к праздничному столу своих «учителей».

Наступает глубокая ночь. Все спят. Тишину оглашает крик Мартина.

По-прежнему его мучит один и тот же сон. Страшное наваждение никак не проходит.

Еще совсем недавно, учась в латинской школе, он вынужден был ходить от дома к дому, и пением зарабатывать себе на хлеб. Однажды, в проливной осенний дождь Мартин пел на пороге одного зажиточного дома не меньше часа, и вместо хлеба в его руку вложили камень.

Эта человеческая неблагодарность и обида не дает Мартину покоя, и ему порой  кажется, что  не человек, а сам бог вложил в его руки камень.

Мартин  долго сидит на постели, затем встает с нее и тихо ходит по общежитию.

Он открывает окно и долго смотрит в ночное звездное  небо.

Затем при полной луне открывает библию и наугад читает отрывок из нее.

 Письмо евреям» 10 -30-31: «Мы знаем того, кто сказал: «Мщение за мной, я воздам»; и еще:» Бог будет судить свой народ». Страшно попасть в руки живого бога».

Мартин выпускает библию из рук.  Книга падает на  пол.

Мартин вспоминает свою жизнь, когда он был еще мальчишкой.

До сих пор он не может простить свою мать Маргариту, которая за один орех, взятый без спроса со стола, избила его до полусмерти.

Затем его скитания в Магдебурге. Лишь отец  навещал Мартина, но его наезды  были так редки, и каждый раз их встреча заканчивалась бурным  выяснением отношений.

Мартин отчетливо понимает, что он лишь средство для честолюбивых планов своего отца.

Мартину кажется, что лучше бы ему вовсе не родиться на свет, чем пережить те страдания, которые выпали на его судьбу.

Мартин вырос сиротой при живых родителях. Он никогда не видел от них тепла и заботы.  Он одинок.  И главное, его никто не любит.

Лишь в Айзенахе, в своем любимом городе, Мартин почувствовал, что значит,  по настоящему жить в семье.

Дальние родственники матери Мартина отказались принять его к себе. Но нет, худа без добра. Ведь тогда бы  Мартину не посчастливилось бы познакомиться и прожить больше двух лет в патрицианской и гостеприимной семье Гота: Конрада  и его жены, Урсулы.

В доме, где Мартин  впервые себя почувствовал родным и желанным.

Новая обстановка  поразила Мартина. Он словно попал в живую сказку.

Красивые и нарядные люди окружали его. Их манеры, речь, обхождение с ним, не входили ни в какое сравнение с тем, что ему пришлось  видеть раньше и пережить на своей шкуре.

Мартин испытывает  глубокое уважение к Конраду и благоговеет перед Урсулой.

Его влечение к ней было для него необъяснимым. Мартин впервые видит образованную женщину, госпожу, которая  прекрасно поет,  музицирует, свободно дискутирует, говорит на трех языках, а главное добра к нему.

Мир музыкальной культуры, риторики, юмора и гуманистических традиций открывается перед ним. Но главное, в этом мире есть она — Урсула Гота.  

Ее  бессмертный облик, который он не в силах забыть.

Мартин буквально тенью ходит за Урсулой. Он не ложится спать, пока Урсула не возвратится домой. Он не находит  себе места, когда в ее обществе  находятся мужчины, которые воспевают красоту и грацию дамы его сердца.

Мартин ревнует Урсулу. Мартин беззаветно ее любит.

Впервые в жизни Мартин испугался,  но не за себя, а за Урсулу, когда  в обществе папистов она решилась, открыто дискутировать, и критиковать церковь и ее главу — римского папу.

Он хорошо помнит тот вечер, когда, спрятавшись в большой комнате, был свидетелем этого бескомпромиссного разговора.

 

 

 

Мартин по-прежнему еще не спит.  Уста Мартина шепчут лишь одно:

«Где же, вы Урсула Гота?».

Прошло четыре года, как Мартин уехал из Айзенаха, но сих пор он не получил ни одной весточки от своей госпожи.  Неужели он забыт?

В это же самое время очень быстро едет карета, запряженная уставшими лошадьми.  Она останавливается лишь на коротких отдых на постоялых дворах.

Кто едет? - Не понятно.  

Лица человека - не видно. Лишь мелькают полы его мужское платья.

Кучер отчаянно ругается и просит пощадить, если не себя, то хотя бы лошадей.

Но неизвестный не обращает никакого внимания на слова кучера, молча садится в карету и дальше отправляется в путь.

 На перекрестке дорог виден указательный столб. На нем указано направление.

Щит ясно гласит, что до города Эрфурта осталось 20 миль.

За каретой поднимается столб пыли.

Мартин не спит целую ночь и засыпает лишь на рассвете. Вследствие этого  на следующий день у Мартина все валится из рук, и идет наперекосяк.

Он говорит и отвечает невпопад, он все время оглядывается и как будто слышит топот копыт и скрежет колес кареты.  

Но что это очередное наваждение Мартина или явь?!

Лютер входит в трактир, чтобы договориться с хозяином,  по поводу сегодняшнего празднования его второго научного титула - »магистра свободных искусств».  

Хозяин называют умопомрачительную сумму и Мартин, не торгуясь, соглашается. Он оплачивает задаток.

Кротус опоздавший на переговоры, взбешен непрактичностью своего друга и порывается отобрать задаток у хозяина, считая, что нельзя так свободно обходиться с деньгами.

Но смекалистый хозяин трактира, начинает  живо и красочно расписывать картину будущей пирушки: огонь горит в камине, где на вертеле жарится  свежее мясо. Множество сытных и вкусных блюд, словно белые скатерти будут укрывать деревянные столы.

Серебряные кубки, сосуды, кувшины, будут наполнены  изысканным вином.  

Лучшие музыканты Эрфурта без устали будут играть до утра, красивые девушки танцевать для господ студентов. В придачу, целая бочка пива будет выкачена в центр трактира и каждый сможет черпать из нее сколько душе угодно.

Кротус больше не в силах противостоять этому прекрасному видению, но требует не одну бочку пива, а две.

Хозяин трактира соглашается, но требует уже, чтобы заказчик оплатил сейчас всю стоимость заказа.

Кротус и трактирщик снова начинают спорить.

Мартин оплачивает весь заказ и первым покидает трактир.  

Лютер посещает университетскую библиотеку. Он читает библию на латыни.

Затем берет в руки греческий экземпляр Нового Завета. Будучи не уверенным, в себе, магистр открывает латинско-греческий словарь. Внутренние сомнения рассеиваются, и какая-то догадка освещает лик Мартина. Он открывает для себя что-то новое.

Но это новое так не понятно, так очевидно идет в разрез общим представлениям сегодняшнего дня, что не только высказать это вслух, но даже подумать грешно.

Как всегда, откуда не возьмись, появляется Кротус. Он единственный знает, где можно найти магистра. Тот, кто ищет одиночества снова сидит и корпит над книгами, как книжный червь.

Кротус допытывает Мартина, приглашена ли сегодня  Гертруда, но магистр  лишь пожимает плечами, немногословно оправдываясь за свое вчерашнее поведение. Кротус обещает загладить вину своего друга перед Гертрудой и готов от имени Мартина пригласить ее. Мартин соглашается.

Карета с неизвестным появляется в городе.  За несколько кварталов до студенческого общежития она останавливается, и незнакомец в одежде ученика латинской школы выходит из нее.

Колокола звонят половина восьмого вечера.

Общая комната, где проживает Мартин с другими студентами, уже опустела.  

В ней находится лишь Лютер. Он что-то ищет, методически обыскивая, каждую щель.

Но предмет его поисков - не найден.  

В комнату заходит, запыхавшийся Кротус и говорит, что им все улажено.

Гертруда обязательно сегодня придет в трактир, чтобы увидеть посвящение своего Мартина в магистры и даже захватит свою премиленькую  подружку. Этот факт как нельзя лучше может отплатить Кротусу за его посреднические услуги между двумя любящими людьми.

Кротус находится в наилучшем расположении духа и с грохотом валится на чужую кровать.

Вскоре встает с нее и придает ей вид, что на ней  кто-то спит. В такой манере убраны все постели, чтобы  плохо видящий комендант не подметил никакой разницы.

Зачем ему знать, что сегодня в этой комнате не только спать, но и находиться не будет ни один человек.

Студенты уже собрались в харчевне, и ждут лишь Мартина, чтобы начать праздновать.

Мартин по-прежнему в поисках своего кинжала — важного атрибута студенческого сословия, которому даровано  право ношения холодного оружия.

В поиски кинжала пускается и Кротус. Но все напрасно. Кинжала нигде нет.

Кротус предлагает Мартину свой кинжал, но он отказывается и дальше его ищет.

Лютер  переворачивает комнату вверх дном. Кротус убирает за Мартином.

Зоркий взгляд Кротуса обращает внимание на деревянное  распятие.

В тело Иисуса воткнут кинжал Мартина.

Кротус не спешит рассказать о своей находке Мартину, требуя, чтобы раньше он принес клятву.  Ведь тяжкий грех можно отмолить лишь большим грехом.

То есть, Мартин должен провести этот вечер и всю оставшуюся ночь в таком пороке и разврате, каких набожный университет еще не знал.

Мартин соглашается и вытаскивает нож из распятия, пристегивает его к поясу и хочет уже покинуть комнату.

Но теперь Кротус задерживает Мартина, рассказывая, что только что встретил ученика латинской школы из Айзенаха, который непременно хотел бы видеть бакалавра Лютера.

Шутник и балагур Кротус с серьезным видом отвечает неизвестному ученику, что не знает бакалавра Лютера, потому что ему известен лишь магистр свободных искусств.  

Лишь поэтому он провожает до дверей комнаты бурсы ученика латинской школы, который сейчас стоит в коридоре и, скорее всего, подслушивает их разговор.

Колокола бьют без четверти восемь. Времени в обрез.

Но Мартин  все-таки решается переговорить с неизвестным ему учеником, считая, что их разговор продлится не больше минуты.

Только на этих основаниях Кротус приглашает ученика в комнату, а сам выходит из нее.

Мартин видит перед собой  неизвестного, который одет во все черное и на голове его капюшон.

Магистр всем своим видом показывает, что очень спешит, поэтому просит ученика сразу перейти к делу.

Но ученик как будто не слышит магистра, а с любопытством изучает убранство комнаты. Школяр медлителен в своих движениях и каждый раз отводит свой взгляд, когда на него пристально смотрит Мартин. В темной комнате не просто различить черты лица неизвестного. Главное сейчас узнать, что привело его к Мартину.

Не спеша, словно нарочно, неизвестный рассказывает, что провел в пути три дня и две бессонных ночи, тем самым, намекая, что магистр должен быть более обходителен с тем, кто привез письмо из Айзенаха.

Мартин в нетерпении просит передать ему письмо, но неизвестный лишь пожимает плечами, оправдываясь, что письмо им в дороге утрачено.

Мартин раздосадован, тогда он просит назвать адресата письма.

Но и эта задача остается не разрешенной, так как гонец забыл того, кто написал Мартину  письмо.

В комнату заходит Кротус, считая, что разговор окончен и стоит поторопиться, чтобы покинуть общежитие, пока  комендант не закрыл двери.

Мартин вкратце рассказывает, что случилось и Кротус  на смех поднимает «латинянина».

Ученик тоже не остается в долгу и говорит, что готов вспомнить адресата, если Кротус покинет комнату.  Кротус скрипя зубы, уходит, требуя от Мартина поскорее выставить вон  наглого и глупого ученика.

После долгих препирательств со стороны ученика латинской школы, Мартину удается наконец-то узнать, что письмо ему написала Урсула Гота.

Эти два слова меняют намерения Мартина, и он теперь готов слушать об Урсуле - целую вечность.

Но Кротус  окончательно потеряв терпение, врывается в комнату и чуть ли не силком готов вывести Мартина из стен общежития. Но магистр  наотрез отказывается.

Кротус пытается образумить Мартина, но он непреклонен.

Магистр указывает Кротусу на дверь.

Такого отношения к себе, Кротус не может стерпеть и выговаривает Мартину все, что он думает о нем и его отце.

В гневе он называет Мартина — «крестьянским сыном», и что он дворянин считает для себя постыдным сидеть за одним столом с мужичьем.

Молодые люди разговаривают друг с другом на повышенных тонах и готовы сразиться друг с другом. Закадычные друзья в одно мгновение становятся  непримиримыми врагами.

Вот-вот прольется кровь, но неожиданно ученик латинской школы встает между ними, всеми силами пытаясь предотвратить непоправимое.

Он мужественно пытается образумить студентов.

Но все его аргументы, остаются не услышанными, и тогда от своего бессилья он начинает плакать.

Такая непредвиденная реакция со стороны ученика латинской школы из Айзенаха обескураживает дуэлянтов и каждый, как может, пытается утешить ученика. Но тщетно.

Гонец из Айзенаха как девица горько  плачет и даже воет.

Мартин подает ученику  платок, Кротус несет кружку воды, но ученик отказывается принять их заботу, пока противоборствующие стороны не примерятся. Мартин просит прощения у Кротуса, но тот непреклонен.  Он демонстративно покидает комнату, говоря, что на славу погуляет на деньги отца Мартина в корчме и теперь на правах недруга даже станет ухаживать за Гертрудой.

Но Мартин как будто и не слышит слова Кротуса. Он ждет лишь того, когда сможет все узнать об Урсуле и подробно расспросить ученика, о лучшей из лучших женщин на земле, которая все-таки не забыла о нем.

Жаль, что письмо утрачено и все напутственные слова гонец из Айзенаха забыл, но, взглянув в его глаза, Мартин увидит отражение Урсулы.

Мартин и  неизвестный остаются вдвоем.

Слыша так много добрых слов об Урсуле, голос ученика латинской школы дрожит и  магистру кажется, что «латинянину» на какой-то миг удалось воссоздать голос Урсулы.

Он снова просит назвать его по имени, чтобы еще раз оказаться в сладком сне.

Ученик  настаивает, чтобы магистр зажег  все свечи в комнате, снимая в тоже время с себя капюшон. Мартин выполняет пожелание «латинянина», находясь к нему спиной.

Магистр оборачивается и видит перед собой… Урсулу Готу.

Мартин  долго не может поверить своим глазам. Он делает два шага назад, настолько неожиданным для него  было появление прекрасной женщины.

Его терзают сомнения: сон это или явь?

Как пораженный громом среди ясного неба, Мартин лишь что-то невнятное говорит и смотрит... смотрит... смотрит.

Урсула  в ответ нежно улыбается магистру.

Но снова в студенческой комнате появляется  Кротус. Весь план  его отмщения Мартину летит ко всем чертям, потому что  комендант  уже запер двери бурсы до утра.

Поначалу Кротус даже не замечает присутствие женщины, но лишь увидев ее и взглянув в влюбленные глаза магистра, он все понимает без слов. Да, это она,  - Урсула Гота.

Кротус в открытую шантажирует Мартина, указывая на тот факт, что нахождение женщины в общежитие строжайше запрещено и ослушившему грозит отчисление из университета.

Но этот факт нисколько не тревожит Мартина. Тогда Кротус заявляет, что при проведении расследования, может быть затронута честь женщины, и ее имя будет предано огласке.

Мартин отдает шантажисту все оставшиеся деньги, присланные ему отцом, но Кротус  благородно отказывается от денег Урсулы, которая готова пожертвовать ими, чтобы спасти Мартина.

Ненавистью горят глаза  бывшего лучшего друга, а влюбленный магистр просит оставить их наконец-то наедине.

Кротус решается вылезти в окно в коридоре и спрыгнуть со второго этажа. Кротус исчезает.

Мартин не знает, как себя вести с  Урсулой.

 

Мартин. Как я рад, что снова вижу вас! Но это действительно... вы?

Урсула. Что убедит тебя в правдивости моих слов?!

Мартин. Дайте мне на сохранение  ваши руки.

Урсула.  Вот они.

Мартин (укрывает руками Урсулы свое лицо). Это они... они... они.  Как прежде, я чувствую  их нежность.

 

Разговор двух влюбленных длится не долго, так как Урсула твердо  намерена  покинуть стены общежития. Но двери заперты надежно и никакая сила не заставит коменданта  нарушить устав общежития.

Тогда женщина просит помощи у Мартина, считая, что он может и должен найти выход из любой непредвиденной ситуации. Ведь он - магистр.

Мартин  улыбаясь, лишь разводит руками, сам в тоже время откровенно рад таким обстоятельствам. Но чтобы не разочаровать Урсулу он делает вид, что напряженно думает.

Его лоб нахмурен и морщины проступают на лице.

Через минуту он предлагает свой первый вариант спасения.

В тишине спящего общежития Мартин  истошно кричит: «Пожар».

Но такой варварский способ спасения не устраивает Урсулу, и она немедленно просит магистра замолчать.

Лютер, соглашается с разумными доводами Урсулы, что кричать пожар не следует, когда самого пожара нет, и снова погружается в тягостные  раздумья.

Мартин пытается найти универсальный ключ, который отворит двери бурсы.

Его новая реплика: «Чума... чума... чума», -  только приводит в ужас женское сердце.

Магистра теперь не остановить и он, со слезами на глазах,  с печалью, во все пределы возвещают, что папа римский... умер.

Уж эта новость — предполагает он -  никого не оставит равнодушным и откроет любые христианские двери.

Но общежитие по-прежнему спит мертвый сном и Урсуле ничего другого не остается, как смириться с участью пленницы, и провести ночь в четырех стенах студенческого общежития.

Мартин больше не в силах скрывать свои чувства, и он  воздает хвалу старому коменданту и его связке ключей, троекратным гип-гип — Ура.

Урсула пытается устыдить Мартина и он, опомнившись, уже грустит вместе с Урсулой, сетуя на то, что целую ночь должен теперь провести с учеником латинской школы, когда в кругу друзей мог бы веселиться до утра!

Ночная гостья искренно сожалеет, что Мартин лишен такой благоприятной возможности, как провести ночь в обьятиях Гертруды.

Этим невольным откровением Урсула дает понять, что она слышала разговор Кротуса и Мартина, и ревнует магистра к молодой девушке.

Но «философ» слишком рад, чтобы понять это.

Он наслаждается присутствием своей госпожи из Айзенаха.  

Магистр  готов платить добром за добро, приютом за приют, любовью за любовь той, кто был для  него — всем.

Урсула пытается быть серьезной с Мартином, но все его реплики и  выходки вызывают у нее улыбку и смех.

Кажется, что магистр напрочь забыл все те науки, которые он  четыре года изучал в университете. Для него нет сейчас ни грамматики, ни риторики, ни логики, ни математики, ни физики, ни метафизика и тем более этики.

Мартин просто счастлив. Нет, на земле человека счастливее, чем Мартин Лютер.

Но словами едва ли можно накормить человека, который был в пути много дней и вдруг Мартин осознает, что гостеприимный хозяин должен сначала накормить своего гостя, а уже затем обо всем его расспрашивать.

Магистр, по-праву называет себя ослом и тут же начинает хлопотать.

Он обыскивает все тумбочки общей комнаты, выкладывая съестные припасы на общий стол. Мартин находит немного ветчины, сыра, хлеба и овощей. И даже кружку пива!

Но Урсула не притрагивается к еде, считая, что нельзя брать чужое.

Мартин успокаивает  ночную гостью, рассказывая о братстве студентов, живущих вместе. Все - общее.

Урсула приступает к трапезе, но чтобы ей не подавиться от пристального взгляда Мартина, магистр решает для своей гостьи, сегодня не только сыграть на лютне, но и спеть.

Ведь музыка - это сердечный дар бога, который  найдет  живой отклик в любом  жестоком женском  сердце.

За свое несравнимое искусство Мартин просит у Урсулу лишь глоток пива и один... поцелуй.

Но ночная гостья ни одной каплей пива не хочет поделиться с магистром.

Тем более, ни о каком поцелуе и речи не может быть.

Тогда Мартин предлагает выпить пиво по обычаю,  на брудершафт, который придумали умные и щедрые на чувства люди.

И все же Урсула целует Мартин. Но вскоре женщина отстраняется от Мартина.

Магистр предлагает повторить поцелуй, так как по его словам, он так  ничего и  не почувствовал.

На этот раз Урсула непоколебима и просит быть благоразумным магистра.

Но Мартин не в силах следовать разумным советам своей госпожи.

Боль от разлуки, которая длилась бесконечно-долгих четыре года, еще свежа в памяти и хочется наслаждаться каждым мигом этой непредвиденной встречи.  

Урсула мягко поправляет Мартина, добавляя к четырем годом, еще два месяца и длинных  тринадцать дней. Разлука для нее так же тяжела, как и для магистра.

Долгая пауза повисает в большой комнате.

Но время неумолимо. Оно равнодушно к человеческим мольбам и с каждой секундой приближает час расставания.

Мартин желает обнять свое „счастье», но женщина уклоняется от его объятий.

Юноша не может постичь, что им сделано не так.

Неужели всему виной его нескладный внешний облик?

Но так ли, это важно как со стороны выглядит человек, когда есть еще его внутренний мир, - светлый и добрый.

Как хочется знать наверняка, что ты любим той, кого боготворишь.

В порыве откровенности Мартин рассказывает Урсуле  о своих сомнениях, которые тревожат магистра.

По его мнению, необходимо что-то изменить в этой жизни, потому что больше так, продолжаться не может.

Мартин говорит о себе и Урсуле, а женщина, почему-то вспоминает незабываемую встречу с нищим, который вот так же говорил о грядущих великих изменениях в сути вещей, которые всем нам заново предстоит для себя открыть.

Мартин не слушает Урсулу, считая ее рассказ вымыслом, чтобы отойти от темы их близости.

Магистр пытается добиться благосклонности Урсулы.

Поздняя ночь.

Трехдневная усталость все сильнее сказывается на женщине, и она одетой ложится на кровать Мартина.

Урсула  боится согрешить с магистром.  Желание с каждой минутой нарастает в ней, но она мужественно противостоит своему искушению.

Лютер с мольбой смотрит на Урсулу...

Женщина предлагает Мартину лечь на соседнюю кровать, та, что ближе.

Это все, что может сделать Урсула для магистра.

Но сердце юноши не принимает отказа. Все или ничего!

Чтобы сломить сопротивление Урсулы, Мартин указывает ей две индульгенции, купленные им по случаю. Вписав в них свои имена, мужчина и женщина могут снова считать себя чистыми и непорочными. Индульгенция — это прощение всех грехов.

Но твердое, нет, слышит Мартин в ответ.

Тогда магистр предлагает вписать в индульгенции лишь одно имя - имя  Урсулы.

Мартин готов пожертвовать всем и даже своей бессмертной душой, лишь бы эту ночь провести с Урсулой. Что потом  произойдет с Мартином, ему все равно.

Но слова магистра только оскорбляют Урсулу.  

Как мог Мартин, так низко подумать о ней?!

Урсула не принимает такой жертвы. Совесть и долг не позволяет  ей переступить через себя. Любовь к богу, послушание Ему -  сильнее женской любви к юноше.

Тем более что между  грешным человеком и создателем  не может быть посредника.

Ни какой папа римский не в состоянии отпустить грех.

Это может сделать только Бог и никто другой.

Мартин видит перед собой истинно верующую женщину и, в конце концов, сдается.

Единственное, что просит магистр у Урсулы, так это право провести эту ночь рядом с ней, держа ее за руку.

За окном неистовствует непогода. Сильный ветер. Гремит гроза. Постепенно в комнате гаснут свечи.

 

Урсула. Мартин, свечи гаснут.

Мартин. Когда я с солнцем, мне ничего не страшно. Я вижу вас и думаю о боге.

 (Говорит неуверенно.) Ведь вы сказали мне, что Он меня, как будто любит.

Урсула. Но бог и есть сама любовь! Неужели ты этого еще не понял?!

Мартин. А как же страшный суд?

Урсула.  Кто сам любовь, тот дарит лишь ее. Он  палачом для нас не станет. Он - верное  спасение для людского рода,  непреходящая  надежда на вечную и  прекрасную, как наш создатель, жизнь.

Мартин. Ну, если вечную, то, только с вами, жизнь. На другую я ни за что не соглашусь.

Урсула (вздыхает). Ах, Мартин.

Мартин. Ведь вы моя религия Урсула. И если вы  так верите  в него, то, и я отныне,  обрету  небесного отца.   (Пауза.) ОН  был со мной все эти годы, так близко, рядом, но всегда чуть впереди меня. Бог  неотступно охранял меня и окликал, но, голоса его,  я совсем не слышал,  или  сказать вернее,  слышать не хотел.  (Пауза.) Как же я не понял главного, ведь Он   подарил  мне вас  и этот дар уже  бесценен. Урсула! (Тишина.)  (Говорит тихо и нежно гладит руку Урсулы.) Она спит?!  Спи  сладко,  лучшее Его творение. Возле тебя приют найду и я.

Рука твоя — это длань любящего  бога. Она меня ведет,  хранит, оберегает, но  больше я  не упущу ее. Один  во мраке  я  не затеряюсь.

 

Впервые в сердце Мартина царит покой и умиротворение. Магистр смотрит на спящую Урсулу и думает о боге.

Незаметно для себя засыпает и Мартин.

Слышно как кто-то  шаркивающими ногами идет  по коридору общежития, в его руках звенит тяжелая связка ключей.

Урсула просыпается. Она осторожно встает с кровати, видит спящего Мартина, целует его на прощание и уходит. Урсула тихо закрывает за собой двери.

Буквально следом за ней в комнату вбегает Кротус.

Он  тормошит Лютера, всеми силами  пытаясь его разбудить.

Магистр открывает глаза.

Кротус сбивчиво  рассказывает ему, что Урсула ушла и еще не поздно ее вернуть.

Придя в себя, Мартин вскакивает с пола, где он провел целую ночь и бежит к дверям.

Он настежь открывает их, но через какое-то время медленно закрывает.

В раздумьях магистр возвращается назад и садится на свою кровать.

Он берет в руки подушку, на которой спала Урсула и вдыхает ее запах.

Кротус не стесняясь,  кричит на Мартина, пытаясь его образумить.

Спокойная реакция магистра на все происходящее, ему не понятна и только злит его.

Он бессилен осознать, что сейчас творится в голове Мартина.

Тогда Кротус предлагает  свою бескорыстную помощь другу и  сам готов бежать вслед за  Урсулой.

Мартин просит не делать этого, потому что в этом мире, дороги влюбленных  разошлись навсегда.

Но есть другой мир и только там: «Магистр и Урсула будут вместе».

Безумные рассуждения Мартина обескураживают Кротуса, который решил признаться магистру в том, что он всю ночь просидел за дверью и слышал слово в слово их разговор.

Кротус открыто говорит, что все эти годы он - дворянин испытывал зависть к крестьянскому сыну.

Но какова же истинная причина зависти?

Кротус.  Лишь этой  ночью я прозрел. Твоя любовь к Урсуле сначала думал я, всему виной, а потом меня вдруг осенило, что я завидую, страдаю и ревную, называй, как хочешь, к тому чувству, которая хранит  в своем сердце к тебе Урсула. Ее любовь к тебе, к той непорочной  страсти, которая как нимф, как ореол, как талисман хранит тебя магистр от всех земных грехов и искушений. Сначала я был простым свидетелем, затем фискалом ваших чувств,   потом обманутым возлюбленным,  и наконец, вашим неподкупным и верным стражем.

Мартин. Кем, кем?

Кротус. Именно, что стражем. Ведь я вас охранял не только от себя, но и от мира, который враг вам, и вы ему чужды, как чистые и непорочные творенья. И клянусь тебе, что никто бы  не переступил  порога  вашего недолгого счастья,  не сразившись прежде со мной: не на жизнь, а на смерть.

Мартин. Спасибо, друг.

Кротус. Не благодари меня.  Ведь я  видел то, во что  давно не верил.  Так ты пойдешь за ней?

Мартин. Нет.

Кротус. Тогда я сам (идет к дверям).

Мартин. Постой! Прежде, позволь мне с тобой проститься!

Кротус. Как проститься?  Сейчас, когда ты стал еще  мне ближе и дороже?! Не волнуйся магистр, я приведу ее сюда, и ты с Урсулой снова  объяснишься.

Мартин. Не надо, Кротус.

Кротус. Что ты задумал?

Мартин. Я ухожу.

Кротус. Куда?

Мартин. В  монастырь.

Кротус. Час от часу не легче. В какой еще там монастырь?

Мартин. Не все ль равно, так много их разбросано по свету, что выбрать мне один не будет тяжело.

Кротус. Ты обезумел, Мартин?

Мартин. Может быть.

Кротус. Но скажи,  когда ты это все решил?

Мартин. Этой летней  ночью.

Кротус. Магистр очнись же, наконец, от сна?

Мартин. Как раз это я и сделал!

Кротус.  Опомнись, друг. Не совершай роковой ошибки. Провести всю жизнь за стенами монастыря.  Ведь это каторга без срока, навсегда.  Безумец!

Мартин. Что для души живой какой-то век земной. Всего лишь миг закрытых век. Но вскоре я открою их и с радостью увижу,  мою Урсулу. Чтоб больше не расстаться с ней.

Кротус. Похоронить себя в расцвете лет! А как же все, что было раннее с тобой?

Мартин. Оно мертво.

Кротус. И магистр?

Мартин. Да, он умер, но родился...

Кротус (кричит). Кто же?

Мартин. Монах.

Кротус. Пока еще не поздно сделай  шаг назад. Вернись на круги свои. Прозри же, человек!

Мартин. Тебя я буду вечно помнить Кротус и всех своих друзей, и недругов,  и ты меня запомни, потому что видимся мы  в последний раз.

Кротус. Но Мартин...

Мартин. Кончен  разговор. Давай сейчас  простим, друг другу все обиды и попрощаемся как прошлые друзья.

Кротус. Нет, как вечные друзья!

Мартин. Теперь весь мир и все в нем будут братья.

Кротус. И даже я?

Мартин. И ты!

Кротус. А Урсула?

Мартин. Урсула станет мне сестрой, как когда-то матерью была.

Кротус. Зачем же, так  обманывать себя, магистр?

Мартин. Все так и есть, и будет, и наверно было. Вот, кажется,  я слышу голоса, наши возвращаются с пирушки, ну, значит все и проводите меня до врат моей обители.

Кротус (плачет). В последний раз тебя прошу и заклинаю, от ереси отрекись своей!

 

И тут Мартин говорит те слова, которые когда он скажет  на сейме в Вормсе.

Это еще не речь основоположника протестантизма. Это  только преддверие того нового, которое уже проросло в  магистре и скоро весь мир узнает о нем.

 

Мартин. Никогда. Мне совесть - это не позволит сделать. А ты не плачь. Хочу, чтобы твоя душа наравне с моей сейчас возликовала и не познала  в день разлуки, она мирской печали.

Кротус.  Но прежде чем уйдешь, обними меня. С кем же я теперь останусь  Мартин?

Мартин. Ты, как и я будешь вечно с богом, Кротус. Аминь.

Кротус. Да будет так магистр.  И да поможет тебе бог, Мартин Лютер.

 

Лютер обнимает Рубиануса и они долго так стоят, скрывая в своих объятиях юношеские слезы. Один за другим в комнату входят студенты и долго смотрят на  прощание друзей.

назад

Copyright by Драматургическая мастерская Сергей Янаки